Сложившаяся в 1960-1970 годы практика ремонта набережных включала в себя мероприятия, в основном связанные с полной или почти полной разборкой и строительством ремонтируемого участка работ заново, с использованием свайного основания из забивных призматических свай, монолитного железобетона с последующей облицовкой гранитом. Это, естественно, требует достаточно много времени, закрытия или даже ограничения движения на реконструируемом участке. Для ограждения зоны производства работ в акватории используется металлический шпунт, погружаемый вибрацией. Забивка свай, как известно, оказывает существенное негативное влияние на грунты основания, насыпные грунты, из которых устроена набережная. Не исключено при забивке свай в старой части города серьезное воздействие на соседние здания.
Нами изучена и предлагается для использования на практике технология инъекционного упрочнения набережных, выполненных из бутовой кладки, с пересадкой их на буроинъекционные сваи. Этот метод широко известен в мировой инженерной практике. Данный способ укрепления набережных получил применение при ведении работ инженерной реставрации по усилению подпорной стенки пруда Приморского дворца в г. Гатчина (научный руководитель работ д.т.н., профессор Улицкий В.М.).
Инъекционное закрепление бутовой кладки сегодня производится следующим образом: устраиваются буровые скважины по толщине бутовой кладки с шагом (по проекту) диаметром 42-77мм с углом наклона, определяемым проектом, с последующим нагнетанием в пробуренные скважины закрепляющего раствора на цементной основе под давлением. После упрочнения бутовой кладки производятся работы по постановке буроинъекционных свай диаметром 151-250мм с заглублением в несущий опорный слой.
Учитывая, что сваи усиления набережной работают на сложное сочетание нагрузок, используется, как правило, наклонные сваи усиления с углом наклона до 17градусов, насколько позволяет толщина бутовой кладки набережной, или же вертикальные, расположенные в шахматном порядке. Армирование буроинъекционных свай производится по расчету с обязательным введением в верхней половине жесткой арматуры — перфорированной металлической трубы.
Использование инъекционно-свайного способа укрепления набережных позволяет в 1,5-2,0 раза сократить экономические затраты и почти в 4 раза — временные на проведение ремонтно-восстановительных работ.
В середине 1980-х годов для восстановления набережных стали использовать буронабивные сваи, устраиваемые под защитой глинистого раствора или обсадных труб. ЗАО «Геострой» в 1995 году выполнило работы по устройству буронабивных свай диаметром 620 мм глубиной до 37,5 м под опорные конструкции Лештукова моста на наб.р. Фонтанки. Сложная в инженерном отношении работа по восстановлению набережной аварийного участка Обводного канала выполнена с использованием буронабивных свай (Генеральный подрядчик ОАО Ленмостострой — Генеральный директор Е.И.Иванов).
Буронабивные сваи устраиваются в следующей последовательности: вначале в грунт погружается вращением обсадная труба из которой в последующем извлекается коротким шнеком грунт. После достижения забоя в скважину погружают арматурный каркас и производят ее заполнение бетоном.
При устройстве буронабивных свай какие-либо воздействия динамических нагрузок на грунты основания и соседние строения исключены. Глубина устраиваемых буронабивных свай может быть до 50,0м, диаметрв то 450 до 1800мм.
Заслуживает внимания метод укрепления оснований набережных с использованием технологии «Jet grouting». Технология «Jet grouting» позволяет формировать объем закрепленного грунтоцементного массива за счет высокой энергии струи с давлением до 600 атм., подаваемой через сопла, расположенные в нижней части бурового снаряда. Результатом является грунтоцементный массив размером до 1,5м в диаметре и глубиной до 30м.
Примером такого подхода может служить предложение немецкой фирмы «Bauer» по закреплению грунтов в основании Ростральных колонн стрелки Васильевского острова в 1996 году.
Именно использование технологии Jet grouting в слабых водонасыщенных пылевато-глинистых грунтах Центральной части Санкт-Петербурга позволяет максимально сохранить исторические конструкции набережных, произвести закрепление грунтов в основании с одновременной консервацией деревянных элементов ростверков и свай.