Современное развитие городов и особенно городов-мегаполисов невозможно представить без масштабного освоения подземного пространства. Вместе с тем условия строительства подземных сооружений в Санкт-Петербурге технически гораздо сложнее, чем в каком-либо другом регионе нашей страны. Прежде всего — из-за специфических геологических условий, слабых водонасыщенных, тиксотропных грунтов с изменяющимися характеристиками.
Большинство старинных зданий (XVIII-XIX вв., начала и середины XX века) имеют многочисленные трещины и повреждения в несущих конструкциях и требуют усиления их фундаментов и оснований. Производство любых котлованных работ традиционным способом могут спровоцировать непредсказуемые последствия, как для самих зданий, так и для соседних сооружений.
Подземное строительство в условиях Санкт-Петербурга требует высокого профессионализма ещё на стадии проектирования, в т.ч. когда стоит вопрос о выборе конструкции ограждения котлована и технологии производства работ. Немаловажную роль играет использование современной техники и оборудования, квалифицированного инженерного и рабочего персонала.
ЗАО «Геострой» — один из первопроходцев освоения подземного пространства Санкт-Петербурга и, в частности, строительства в городе подземных паркингов. Благодаря расчётному, проектному, технологическому обеспечению и геотехническому мониторингу при ведении строительных работ в исторической части города с 1993 года ЗАО «Геострой» было построено более 100 зданий с подземными этажами.
Строительство подземного перехода, м. «Автово» |
Первый подземный гараж ЗАО «Геострой» построило в 1994 г. Данное событие стало технологическим прорывом для того времени.
Конструкция и технология устройства ограждения при строительстве подземного сооружения открытым способом должны удовлетворять следующим основным требованиям:
- обеспечивать устойчивость стен котлована в процессе и после полной разработки грунта;
- воспринимать нагрузку от сооружения, если ограждение входит в состав конструкции подземного сооружения;
- обеспечивать водонепроницаемость, если невозможно или экономически нецелесообразно водопонижение;
- обеспечивать многократную оборачиваемость элементов крепи, если ограждение является временным;
- крепление не должно загромождать котлован, не должно мешать выемке и обратной засыпке грунта и монтажу основных конструкций;
- обеспечивать сокращение материалоемкости, трудоемкости и сроков строительства;
- обеспечивать сохранность эксплуатируемых наземных и подземных объектов, попадающих в зону влияния строящихся сооружений, в том числе подземные сооружения;
- обеспечивать соблюдение экологических требований (соблюдение допустимых норм по шуму, вибрации, защите окружающей среды).